МКБ-10
F00-F99 ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА И РАССТРОЙСТВА ПОВЕДЕНИЯ
F90-F98 ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА И РАССТРОЙСТВА ПОВЕДЕНИЯ,
                 НАЧИНАЮЩИЕСЯ ОБЫЧНО В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
F90 Гиперкинетические расстройства

Примечание:
Исследовательский диагноз гиперкинетического расстройства требует отчетливого наличия анормальных уровней невнимательности, гиперреактивности и беспокойства, которые являются общей характеристикой, проявляющейся в разных ситуациях и сохраняющейся во времени, что можно установить при прямом наблюдении и что не обусловлено другими расстройствами, такими как аутизм или аффективные расстройства.
  • G1. Невнимательность. По меньшей мере 6 симптомов невнимательности из числа следующих сохраняются на протяжении минимум 6 месяцев в такой степени выраженности, которая свидетельствует о плохой адаптивности и не согласуется с уровнем развития ребенка:
    1. часто проявляющаяся неспособность внимательно следить за деталями или совершение беспечных ошибок в школьной программе, работе или другой деятельности;
    2. часто не удается поддерживать внимание на заданиях или игровой деятельности;
    3. часто заметно, что ребенок не слушает того, что ему говорится;
    4. ребенок часто неспособен следовать инструкциям или завершать школьную работу, повседневные дела и обязанности на рабочем месте (не из-за оппозиционного поведения или неспособности понять инструкции);
    5. часто нарушена организация заданий и деятельности;
    6. часто избегает или очень не любит заданий, таких как домашняя работа, требующая постоянных умственных усилий;
    7. часто теряет вещи, необходимые для выполнения определенных заданий или деятельности, таких как школьные вещи, карандаши, книги, игрушки или инструменты;
    8. часто легко отвлекается на внешние стимулы;
    9. часто забывчив в ходе повседневной деятельности.

  • G2. Гиперактивность. По меньшей мере три симптома гиперактивности из числа нижеперечисленных сохраняются на протяжении минимум 6 месяцев в такой степени выраженности, которая свидетельствует о плохой адаптивности и не согласуется с уровнем развития ребенка:
    1. часто беспокойно двигает руками или ногами или ерзает на месте;
    2. покидает свое место в классной комнате или в другой ситуации, когда требуется оставаться сидеть:
    3. часто начинает бегать или куда-то карабкаться, когда это является неуместным (в подростковом или зрелом возрасте может присутствовать лишь чувство беспокойства);
    4. часто неадекватно шумен в играх или испытывает затруднения в тихом проведении досуга;
    5. обнаруживается стойкий характер чрезмерной моторной активности, на которую существенно не влияют социальные ситуация и требования.

  • G3. Импульсивность. На протяжении минимум 6 месяцев сохранялся по меньшей мере один из следующих симптомов импульсивности в такой степени выраженности, которая свидетельствует о плохой адаптивности и не согласуется с уровнем развития ребенка:
    1. часто выпаливает ответы до того, как завершены вопросы;
    2. часто неспособен ждать в очередях, дожидаться своей очереди в играх или групповых ситуациях;
    3. часто прерывает других или вмешивается (например, в разговоры или игры других людей);
    4. часто слишком много разговаривает без адекватной реакции на социальные ограничения.

  • G4. Начало расстройства не позднее 7-летнего возраста.
  • G5. Общий характер расстройства. Приведенные критерии должны выявляться не в единственной ситуации, например, сочетание невнимательности и гиперактивности должны отмечаться как дома, так и в школе или в школе и другом учреждении, в котором наблюдается ребенок, в частности в клинике. (Для выявления кросс-ситуационного характера расстройства обычно требуется информация не только из одного источника; сообщения родителей о поведении в классе, например, вряд ли будут достаточны).
  • G6. Симптомы в G1-G3 вызывают клинически значимый дистресс или нарушение в социальном, образовательном или профессиональном функционировании.
  • G7. Расстройство не отвечает критериям общих расстройств развития (F84-), маниакального эпизода (F30-), депрессивного эпизода (F32-) или тревожных расстройств (F41-).
Примечание:
Многие авторитетные психиатры выделяют также состояния, которые являются допороговыми по отношению к гиперкинетическому расстройству. Дети, отвечающие остальным критериям кроме гиперактивности и импульсивности соответствуют понятию дефицита внимания; наоборот, при недостаточности критериев нарушения внимания, но наличии других критериев речь идет о расстройстве активности. Аналогичным образом, при выявлении необходимых критериев лишь в единственной ситуации (например, только дома или только в классе) можно говорить о специфичном для дома или специфичном для школы расстройстве. Эти состояния пока не включены в основную классификацию из-за недостаточной эмпирической предикционной валидации, а также из-за того, что многие дети с допороговыми расстройствами обнаруживают и другие синдромы (такие как оппозиционно-вызывающее расстройство, F91.3) и должны кодироваться в соответствующих рубриках.

F90.0 Нарушение активности внимания
F90.1 Гиперкинетическое расстройство поведения
F91.2 Социализированное расстройство поведения
F91.3 Вызывающее оппозиционное расстройство
F90.8 Другие гиперкинетические расстройства. Принципы лечения
F90.9 Гиперкинетическое расстройство, неуточненное